М.И. Маленков, В.И. Кучеренко

ВНИИТРАНСМАШ, Санкт-Петербург



ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЛАНЕТОХОДОВ И ТРАНСПОРТНЫХ РОБОТОВ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ САМОХОДНОГО ШАССИ


В последнее время все большее применение в конструкции проектируемых в России и за рубежом транспортных роботов (ТР) различного назначения, а также планетоходах находят схемы самоходных автоматических шасси (САШ) с изменяемой геометрией (ИГ). САШ этого типа имеют возможность по дистанционно передаваемым командам изменять свою конфигурацию, что позволяет существенно повысить функциональные возможности ТР с традиционными типами движителей – колесным и гусеничным – за счет повышения адаптируемости такого САШ к различным рельефам поверхности и грунтам. Для этой цели САШ оснащается дополнительными шарнирами и дополнительными приводами.

Концепция САШ с ИГ является попыткой найти компромисс, в максимальной степени удовлетворяющий противоречивым требованиям, предъявляемым к планетоходам. Конструкция САШ с ИГ позволяет изменять его продольные , а в некоторых случаях также и поперечный и вертикальный габариты. Это дает возможность повышения проходимости при движении по сложному рельефу, поскольку, например, высота преодолеваемых препятствий пропорциональна продольной базе САШ. В то же время, при необходимости, габариты могут быть уменьшены, в частности, для компоновки в ограниченных объемах посадочных блоков, для преодоления узких проемов, маневрирования в стесненных условиях и т.п.

Среди отечественных разработчиков и производителей, ипользующих концепцию ИГ, можно отметить в первую очередь ОАО НИИТРАНСМАШ и малые предприятия, учрежденные его сотрудниками – ЗАО «РОВЕР», ООО «АКТРОН». Применительно к транспортным роботам эта концепция использована в некоторых разработках, выполненных в ОКБСР МГТУ им. Баумана и НПО «ПРОГРЕСС».

Среди зарубежных производителей САШ с ИГ применяют в своих ТР такие фирмы, как REMOTEC, Cybernetix и другие. Использование САШ с ИГ в конструкции американского марсохода программы «Mars Partfinder» позволило существенно уменьшить его транспортировочный объем.

Анализируются известные и рассматриваются новые технические решения в разработке планетоходов с изменяемой геометрией.