Главная страница

Материалы докладов

Обсуждение докладов

Виртуальные доклады



English
 

Стыковка Северного морского пути и Морского шелкового пути:
Азиатско-Тихоокеанские муссоны и долгосрочный прогноз навигационного периода


Суровяткина Елена Дмитриевна
(ИКИ РАН, Москва)



Аннотация:

Беспрецедентное таяние морского льда в Арктике открывает перспективы для развития кратчайшего торгового пути из Европы в Азию по Северному Морскому Пути (СМП). Интеграция Северного морского пути и Морского шелкового пути позволит Китаю экспортировать товары в европейские страны, а с другой стороны — вывозить в Китай российские минеральные ресурсы. Такая «стыковка» в будущем окажет значительное влияние на мировую экономику в целом.

Главная проблема Северного морского пути - тяжелые природные условия Севера и, самое главное, наличие морского льда. В среднем, период свободный ото льда продолжается с июля по октябрь. Однако, согласно данным многолетних наблюдений, даты начала и конца ледового сезона варьируются от года к году в течении месяца. Такая вариабельность не поддается прогнозу метеорологическими методами, предел возможности которых - 10 дней. Поэтому, конкретных сроков начала и завершения ледового сезона и навигационного периода (когда водный путь свободен ото льда и может быть использован для движения транспортных средств) по СМП не существует вообще.

В настоящее время отсутствие долгосрочного прогноза навигационного периода СПМ влияет на обеспечение безопасности мореплавания, северный завоз, а также на надёжность транзитных перевозок и перевозок углеводородного сырья с мест добычи. А в будущем, невозможность планирования навигации может стать серьезным препятствием для реализации планов по строительству инфраструктуры СМП и его интеграции в глобальную систему.

Исследование нацелено на исследование климатической изменчивости Азиатско-Тихоокеанской муссонной системы. Полученные результаты составят основу для нового концептуального подхода к прогнозированию навигационного периода Северного Морского Пути, который позволит разработать долгосрочный прогноз дат начала и конца свободного ото льда периода более чем за 30 дней вперед. Подход принципиально отличается от прогноза погоды; он основан на выявленных пространственно-временных закономерностях атмосферных потоков и анализе данных наблюдений.

Концептуально новый подход к прогнозированию навигационного периода Северного Морского Пути, позволит осуществлять планирование сезона навигации в Чукотском море, Беринговом море, Охотском море и существенным образом будет способствовать обеспечению безопасности судоходства, развитию морских портов, обеспечению вопросов обороны в акватории Северного Морского Пути.



Видеозапись в формате mp4