Главная страница
Материалы докладов
Обсуждение докладов
Виртуальные доклады
English
|
|
Стыковка Северного морского пути и Морского шелкового пути: Азиатско-Тихоокеанские муссоны и долгосрочный прогноз навигационного периода
Суровяткина Елена Дмитриевна (ИКИ РАН, Москва)
Аннотация:
Беспрецедентное таяние морского льда в Арктике открывает перспективы для развития кратчайшего торгового пути из Европы в Азию по Северному Морскому Пути (СМП).
Интеграция Северного морского пути и Морского шелкового пути позволит Китаю экспортировать товары в европейские страны, а с другой стороны — вывозить в Китай
российские минеральные ресурсы. Такая «стыковка» в будущем окажет значительное влияние на мировую экономику в целом.
Главная проблема Северного морского пути - тяжелые природные условия Севера и, самое главное, наличие морского льда. В среднем, период свободный ото льда продолжается с июля по октябрь.
Однако, согласно данным многолетних наблюдений, даты начала и конца ледового сезона варьируются от года к году в течении месяца.
Такая вариабельность не поддается прогнозу метеорологическими методами, предел возможности которых - 10 дней. Поэтому, конкретных сроков начала и завершения ледового сезона
и навигационного периода (когда водный путь свободен ото льда и может быть использован для движения транспортных средств) по СМП не существует вообще.
В настоящее время отсутствие долгосрочного прогноза навигационного периода СПМ влияет на обеспечение безопасности мореплавания, северный завоз, а также на надёжность транзитных перевозок
и перевозок углеводородного сырья с мест добычи. А в будущем, невозможность планирования навигации может стать серьезным препятствием для реализации планов по строительству инфраструктуры
СМП и его интеграции в глобальную систему.
Исследование нацелено на исследование климатической изменчивости Азиатско-Тихоокеанской муссонной системы. Полученные результаты составят основу для нового концептуального подхода
к прогнозированию навигационного периода Северного Морского Пути, который позволит разработать долгосрочный прогноз дат начала и конца свободного ото льда периода более чем за 30 дней
вперед. Подход принципиально отличается от прогноза погоды; он основан на выявленных пространственно-временных закономерностях атмосферных потоков и анализе данных наблюдений.
Концептуально новый подход к прогнозированию навигационного периода Северного Морского Пути, позволит осуществлять планирование сезона навигации в Чукотском море, Беринговом море,
Охотском море и существенным образом будет способствовать обеспечению безопасности судоходства, развитию морских портов, обеспечению вопросов обороны в акватории Северного Морского Пути.
Видеозапись в формате mp4
|