Первая: выброс отдельного предприятия влияет на несколько смежных территорий и вызывает необходимость в установке очистных сооружений
Вторая: повышение заболеваемости в связи с загрязнением на конкретном рабочем месте
Третья: "общефедеральная" и предположительно связана с целой отраслью, производящей что-то вроде БВК, хлорорганики и т.п.
Последовательность переходов от одного этапа обработки к другому в "штатном" режиме конвейерной обработки жестко фиксирована и образует стандартную информационную технологию.
Рис. 1 Последовательность переходов между блоками системы для цикла расчета на уровне федерации или региона (жирная линия), города (тонкая линия), индивида (пунктир).
На рис. 1 расчет показан сплошной линией. Как видно, он идет в основном на одном уровне иерархии модельных объектов. Однако возможны следующие отклонения от полной последовательности обработки:
переход по вертикали к другому уровню в рамках данного этапа обработки, например запрос от объекта "популяция" к подобъекту "популяционная группа" на просчет риска в рамках характерного для этой группы сценария экспозиции с тем, чтобы эти риски затем были просуммированы по популяции;
перескок через один или несколько этапов в случае, если есть зависимость или правило, связывающие объекты, которые работают на этих этапах. Например, в ряде случаев есть надежная эмпирически установленная зависимость заболеваемости или смертности от концентраций того или иного загрязнителя, но нет механизма, объясняющего ее происхождение в рамках пересчета экспозиция - доза - риск. Тогда возможен прямой переход от этапа расчета концентраций к этапу расчета заболеваемости или смертности.
Как правило, при переходе от одного этапа обработки к другому должно быть установлено соответствие между выходными узлами предыдущего этапа и входными узлами последующего.
Например:
выходные узлы этапа оценки величины выброса (объемы и др. параметры выброса, разбитые по типам технологических процессов) должны быть отображены во входные узлы этапа распространения выброса (положения источников-труб или групп источников);
выходные узлы этапа распространения выброса (концентрации загрязнителей, разбитые по точкам, где находятся измерительные станции) должны быть отображены во входные узлы этапа расчета риска здоровью (характерные точки, где происходят основные события экспозиции);
выходные узлы этапа расчета риска (риски заболеваний, разбитые по группам населения с одинаковым типом сценариев экспозиции) должны быть отображены во входные узлы этапа расчета ожидаемой заболеваемости (ожидаемое число случаев по стандартным половозрастным группам).
Важно, что в конвейерном режиме вмешательство эксперта возможно, но не обязательно: эксперт представляет собой параллельное, а не последовательное звено обработки. Т.е. скелет информационной технологии не содержит никаких статистических экспериментов с данными. Такие эксперименты возможны только как дополнительное информационное звено, присоединяемое параллельно к основному информационному потоку с целью улучшения качества обработки информации.
Единственное исключение - когда уровень неопределенности данных делает какой-либо этап штатного алгоритма невозможным или бессмысленным. В этом случае предусматривается приостановка обработки и обращение к эксперту за разрешением неопределенности. Но и здесь стандартные ситуации такого рода должны обобщаться в форме экспертных правил, которые размещаются в базе знаний и снимают необходимость обращения к эксперту.
Приведем 3 примера полной последовательности расчета. Перваяопасность следующего типа: выброс отдельного предприятия влияет на несколько смежных территорий и вызывает необходимость в установке очистных сооружений.
Последовательность шагов следующая.
Расчет полного выброса предприятия по каждому загрязнителю и распространение облака концентраций по территориям для конкретных текущих метеоусловий.
Расчет экспозиции и дозы "репрезентативных индивидов" из каждой социальной и территориальной группы.
Расчет пожизненного риска для каждого такого индивида по состоянию на момент экспозиции.
Расчет ожидаемого "спектра" нозологий по мере перехода риска, носителями которого являются эти индивиды, в другие группы населения (например, возрастные) и на другие территории (например, за счет миграций).
Расчет характеристик "исходов" заболеваний, например, смертности, по указанным группам.
Расчет общих индексов здоровья, трудовых потерь и т.п. для территориальных, профессиональных и др. групп, имеющих своего представителя за круглым столом ЛПР или входящих в сферу ответственности такого представителя.
Расчет по тем же группам экономических потерь от указанных ущербов, включая производственные потери, страховые выплаты, затраты на здравоохранение и вообще любые потери и затраты, происходящие "автоматически", без специальных решений со стороны ЛПР. Учитывается весь период проявления риска, рассчитанный в п. 5.
Расчет величины материальных ресурсов, мобилизуемых на очистку, которые, с одной стороны, оправданы размером ущерба (п. 7), а с другой, по силам предприятию. Включает временной график капиталовложений. Учитываются все источники финансирования, в т.ч. централизованные, от "страдающих" групп и территорий и т.п. (по согласованию с соответствующими ЛПР в ходе балансировки интересов за круглым столом).
Расчет оптимального выбора новых, чистых технологий, которые можно себе позволить в рамках рассчитанных в п. 8 ресурсов, и которые согласуются с экономическими критериями оправданности затрат для ЛПР - представителя предприятия.
Предположим, что выбраны меры по установке одной локальной системы очистки. Тогда рассчитывается план-график работ, который будет одной ветвью, включающей несколько этапов, - "мероприятием" третьего уровня.
В предположении, что план-график соблюдается, рассчитывается график вывода из строя старых и ввода новых технологий с учетом постепенности выхода на проектную мощность очистки.
Рассчитывается временной график сокращения выбросов с учетом ввода новых технологий.
Далее цикл продолжается снова для оценки ожидаемых последствий принятого решения и, возможно, выработки новых решений или корректив к старым решениям. Вторая опасность - профессионального типа: повышение заболеваемости в связи с загрязнением на конкретном рабочем месте. Последовательность шагов следующая. (Она изображена пунктирной линией)
Расчет технологических выбросов и соответствующих концентраций в точке "рабочее место".
Расчет экспозиции и дозы, которую получают индивиды (скажем, сменяющиеся члены бригады) на этом рабочем месте.
Токсикологический расчет риска, связанного с нераковыми острыми заболеваниями (предполагая, что именно они характерны для данного набора загрязнителей). Возможен и желателен также расчет эпидемиологического риска.
Расчет ожидаемой заболеваемости, связанной с данным рабочим местом. Она, в зависимости от идентификации опасности, например от принятого "временного горизонта", может переноситься на более поздние возрастные когорты, на территории проживания рабочих и т.п. (В токсикологическом подходе ожидаемая заболеваемость характеризуется косвенно - через относительное воздействие.)
Расчет характеристики "исходов", например, ожидаемой суммарной продолжительности периода болезней, ожидаемого числа случаев развития хронического заболевания, полного "токсикологического индикатора" воздействия и т.п.
Расчет общего показателя ущерба здоровью бригады в целом - скажем, ожидаемого числа потерянных рабочих дней или субъективного "уровня тревоги за здоровье". Связь этих показателей с "исходами" должна, вероятно, быть получена в ходе специализированных исследований, проводимых заранее или параллельно с обсчетом данной опасности на главном конвейере.
Расчет ожидаемых экономических потерь бригады и предприятия от потерянных рабочих дней, выплат по больничным листам, мер протеста против опасности и т.п. Предполагается, что эти потери обратимы (скажем, не надо выплачивать по инвалидности), и поэтому социально-экономический ущерб - нижнего уровня.
Расчет средств, на которые может рассчитывать бригада для борьбы с загрязнением (включая финансирование за счет предприятия).
Расчет оптимальных мер из технологически и финансово доступного набора.
Предполагаем, что выбранная мера - установка фильтра. Это, вероятно, разовое мероприятие, поэтому оно находится на 2 уровне "планов".
Расчет ввода фильтра в строй, вероятно, тривиален: это происходит мгновенно.
Расчет нового уровня выбросов при наличии фильтра.
Информационный цикл этой опасности идет в целом ниже по объектной иерархии, чем для предыдущей опасности. Третья опасность - "общефедеральная" и предположительно связана с целой отраслью, производящей что-то вроде БВК, хлорорганики и т.п. Она изображена жирной линией. Шаги следующие.
Расчет выбросов особо токсичных загрязнителей (определяющих опасность) в целом для отрасли по всей РФ. Расчет ожидаемого среднего поля концентраций по стандартной модели для небольших населенных пунктов (предполагая, что именно там расположены производства). Для упрощения пренебрегаем загрязнением на рабочем месте (эта опасность рассмотрена выше).
Расчет экспозиции для всего населения соответствующих территорий.
Расчет рисков на популяционном уровне на основе их зависимости от экспозиции, полученной в специальных исследованиях. Предполагается, что последние проводятся параллельно с расчетами или нужные результаты уже есть в литературе.
Расчет ожидаемого "типа нарушения здоровья" для подверженного опасности населения.
Расчет ожидаемого числа "исходов" (смертность, потеря здоровья и т.д.).
Расчет индексов здоровья и трудопотерь для подверженного населения в целом. Здесь должен присутствовать и индекс "самооценки" здоровья в этой социальной группе в зависимости от числа исходов. Этот индекс должен быть связан с порогом реакции населения на ситуацию: отказом от работы, началом миграции, общественным протестом, действиями местных властей против предприятий - источников загрязнения и т.п. Критерии, определяющие этот индекс, устанавливают ЛПР - представители населения. Возможно и применение социологических исследований.
Расчет экономических потерь, в т.ч. от массовых реакций населения. В американской схеме здесь же потери от судебных взысканий. "Обычные" потери - от потерянных рабочих дней и т.п. - находятся уровнем ниже и не показаны, чтобы не загромождать рисунок.
Расчет средств на меры по закрытию или реконструкции заводов, оправданные рассчитанным в п. 7 суммарным ущербом.
Расчет оптимальной системы мер (не для каждого завода, а на уровне ведомства в целом). Это главным образом распределение финансов по различным статьям мер по перестройке производства.
Расчет план-графика мер по перестройке. Для упрощения он рассматривается только "в целом", без разбивки по отдельным предприятиям. Последнее можно было бы выполнить прогонкой цикла еще раз через уровень предприятия.
Расчет графика реконструкции, включая интегрированные финансовые показатели.
Пересчет выбросов на уровне отрасли с учетом степени ввода в строй новых технологий.