Первоначальный план был выйти на реку с притока Белина (по варианту 6). Однако, по ряду объективных и субъективных причин от него на месте отказались и реализовали вариант заброски от Уш-Бельдыра. Выход на вариант 6, тем не менее, разведали. Вдоль притока Белина набор высоты порядка 1200 м на 10 км с выходом на перевал 2400 м. Этот приток второй из пары, впадающих после порога Прижимистый. Устье первого притока закрыто островом. Чалиться нужно на отмель (у нас была малая вода!) левого основного берега сразу после острова. Ниже, в 100 метрах избушка, видимая с воды. До избушки - хорошая стоянка. Впадение второго притока еще через 100 метров после избушки в очень неудобном месте.
В глубине берега - полка высотой несколько десятков метров. На ней мелкие тропки (вправо по течению Белина) сходятся к броду через приток (выше него в 10 метрах удобное бревно). Подъем вдоль берега притока заперт скалами устьевой ступени. С правого (орографически) берега притока крутая осыпь. Ее край уходит выше по течению и от берега Белина. Подъем по осыпи с грузом сомнителен. Вдоль края осыпи от брода идет мощная тропа, постепенно огибающая осыпь и уходящая на водораздел двух притоков и затем вдоль правого берега нужного притока. Это проверено при разведке сверху (поднялись в лоб по осыпи). Снизу поиск ответвления тропы неочевиден. К сожалению, тропа уже над притоком теряется в горельнике, проход через который затруднен. Здесь пройти не удалось. Основной путь закрыт.
Ниже притока вдоль Белина стоит стенка высотой 100-200 метров. Самый простой вариант: перейти приток в месте брода, в 50-100 метрах за ним небольшой бугорок с перешейком, "приросшим" к основной стенке. По нему идет слабая тропка, постепенно поднимающаяся наверх. Она исчезает в месте, где дальнейший подъем требует элементов лазания. Здесь необходимо пролезть порядка 50 метров по высоте по направлению вверх-влево, целясь на ребро плеча, нависающего над притоком. На плече тропа снова собирается и идет над обрывом вверх по плечу. Затем сворачивает с плеча, переходя на траверс левого склона долины притока. Дополнительная примета: через 10 метров после поворота тропа проходит по верхней части вывала, оставшегося после небольшого селя. Далее тропа идет по мшистому редколесью высоко над притоком (метров 200-300) с периодическим набором высоты. Пересекает небольшой распадок с лиственной порослью и ручьем. Где-то через километр от начала траверса тропа теряется перед похожим, но горазде большим по ширине, распадком. Здесь разведку пришлось закончить. В 1-2 километрах дальше этот берег перегораживает лесистая стенка высотой до 100 м. Вероятно, подъем возможен, ведь за плечами уже устьевая ступень высотой в 400 метров! Далее по карте долина становится более пологой. Но как идет тропа, неизвестно: продолжать ли по слабой тропке левого берега, или лучше перейти на основную тропу правого берега ниже горельника, но с существенной потерей высоты. Выше у озера под перевалом проходит обозначенная на карте тропа, ведущая из соседней долины на последние 200 метров перевального взлета. Значит, перевал доступен. Под вопросом - подходы под перевал: судя по изолиниям склоны не круты, но возможны зоны курумника.
Граница - за перевалом, у начала лесистой зоны Хара-барам-гола. Тропа уходит вниз по течению а также налево - на открытые плоскогорья. Есть ли там кочевники, неизвестно. Так же, искомая долина наверняка является чьей-то охотничьей территорией. По мере спуска вдоль реки тропа проходит вдоль основательного сгущения изолиний склонов. Вероятно, это самое сложное место перехода. Сплав, вероятно, возможен от стрелки Хара-барам-гола и Нурту-баран-гола.
В целом, пешка почти наверняка возможна для достаточно мотивированной и подготовленной физически группы.
Отказавшись от такого перехода, мы разведали возможности в Уш-Бельдыре. Нам посоветовали попробовать договориться с пилотами вертолетов, регулярно прилетающих в Уш-Бельдыр - может кто-нибудь согласится подбросить до Большого Чавача - до точки границы. Обещали в два ближайших дня два грузовых рейса, но вдруг прилетел вертолет пожарной службы. Позже, вершувшись в Уш-Бельдыр через три дня, узнали, что грузовые рейсы так и не прилетели. 10 минут лета и посадка у Чавача. Река зажата двумя стенками 10-20 метров высоты. С правого берега крупно-каменистая отмель. Вертолет подвисает над ней, так что хвост остается над порогом - ширина от стенки до стенки едва два винта. По большой воде отмель может быть залита!
Вид сверху. Вероятно, неописанное препятствие на правом повороте перед порогом Шамро.
Стапель. На заднем плане впадение Чавача, за ним - крест.
Подъем наверх неудобен - хорошо, что разобранные рамы взяли с собой. Даже по малой воде Чавач переходится с трудом - большие булыжники и глубокие ямы. На другой стороне Чавача крест и спиленные деревья - остатки от старых переправ. Чавач впадает в миленьком зажатом горами каньончике. Ночевали здесь же, в 100 метрах ниже по течению, с трудом найдя на каменистом берегу полки несколько песчаных квадратиков.
Ночевка. Стенка сзади - уже на другом берегу.
Почти то же место днем. Выход из порога Монгольский.
С утра, аккуратно и периодически останавливаясь, проходим четыре порога зажатой стенками реки (километра 4). Первый порог Монгольский, прямо против притока. По очень низкой воде этого года он несложен и все можно легко объехать: ворота, небольшие бочки. По описаниям - самый сложный и опасный порог. Река узкая и быстрая, но каменного мусора в русле почти нет даже сейчас. Не сразу определили порог Шамро (последний): перед ним, вероятно по малой воде, появился на правом повороте еще один - ворота и небольшие бочки. Шамро прошли в результате сходу, в последний момент увильнув от основной бочки, в которую зазевавшись, попытались съехать лагом. Только узкое русло и известный пиетет перед речкой помешали пройти все пороги с ходу. Между порогами - слабые шиверки и отдельные камни. В целом, пороги категории 3-4.
Начало прохождения Монгольского.
В середине Монгольского. Самый высокий вал (специально целились).
Пообедали на камешках ниже Шамро, но буквально сразу за поворотом открылась справа шикарная бухта с песчаной отмелью, известная по описаниям. Здесь устроили полудневку. До этого мест для ночевки практически не было, если не пытаться лезть по кулуарам наверх. Движение вообще, и с грузом особенно, вдоль реки затруднено: стенки, склоны, круто спускающиеся к реке, узкие ущельица. Вынужденный набор-сброс высоты до 300 метров на километр берега. По старой лоции обнос 4-5 километров от Чавача до песчаной бухты занял по разведанной тропе 9 часов. Очень-очень некомфортно. Здесь никто не ходит, но тропы есть.
Там же. Пожар на горе вечером.
Оставшиеся несколько километров каньона относительно ровное течение с мелким волнением в красивых скальных берегах. Ближе к Уш-Бельдыру - еще один песчаный пляж со следами пикников. Сюда уже доходят отдыхающие из санатория. Перед поселком на обеих сторонах реки стоят пограничные столбы, тут же река расходится на рукава. К поселку ведет правый, но он полностью пересох. От столба до поселка 10-15 минут ходьбы.