Карта с обозначением пешей части маршрута (здесь зеленым цветом обозначен переход
2000 года вместе с красной линией перехода 1999 года)
(листы масштаба 1:500000 взяты с
http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/GEOMAP/N-47.htm)
Лист 1 (96КБайт)
Лист 2 (113КБайт)
Водная часть числится четверкой с элементами пятой и шестой категории для катамаранов. По пятой категории, на мой взгляд, проходит только Элен. Порог Кайфас в некоторых отчетах упоминается как порог шестой категории. Он действительно мощнее всех остальных, но, ИМХО, "6" может получить только за счет многоступенчатости. Необходимо также отметить наличие длительного прогонного участка в конце маршрута. Кроме небольшого участка в самых верховьях Бий-Хема, препятствия достаточно изолированы и могут быть просмотрены. Маршрут планировался как развитие предыдущего (1999 года) похода, с посещением пика Топографов и горячих источников Чойган-Хема, на которые не удалось зайти в прошлом году. На этот раз планы удалось выполнить полностью.
Удачное описание примерно такого же маршрута со множеством подробностей можно найти на http://www.pnpi.spb.ru/~ant/biy-hem.html
Этот путь заброски на Бий-Хем проходит по долинам, соседним с прошлогодним маршрутом (на Белин-Бажен). Вплоть до последнего момента на обе речки можно идти и так и так (если начинать сплав с начала Бий-Хема собственно - с озера Кара-Балык, а не с его истока - Кок-Хема). Новый вариант оказался значительно приятнее, ну и с погодой явно повезло.
Проведя, а, точнее, пронежась, вторую половину дня на источниках, к вечеру решили на ночевку все-таки уйти выше по долине по направлению нашего маршрута. После пары километров хорошей тропы и нескольких каменных ступеней, защищающих от посещений местных (предпочитающих передвигаться на лошадях и оленях), разбили лагерь на маленькой площадке за несколько сот метров до начала каменистой зоны.
Однако, еще днем позже, во время нашей радиалки, все получилось просто идеально. Когда к часу дня мы подошли под пик, он внезапно открылся, облака ушли и не появлялись до 18 часов. Для экономии сил, решили не траверсировать склон с перевала под пик а спуститься еще на сотню метров в долину. Ледник на склоне пика был закрыт снегом и по нему удалось пройти безболезненно (трещины все-таки там есть, но неглубокие). Через день, следующей группе уже пришлось рубить ступени во льду, так как снег в некоторых местах стаял. Мы подошли поздновато и большинство "посетителей" пика, в основном, местных (иркутских) пешеходников, уже спускались. Кстати, все местные туристы по Восточному Саяну ходят в советских резиновых сапогах до колен, а ботинок не признают.
В момент нашего отдыха на плече пика (метров 300 ниже вершины), мимо вниз прошла группа школьников со инструкторами МЧС-никами (все в сапогах!). На наш вопрос, "можно ли подняться выше?", ответ был получен такой - "а у вас жумар есть ?" У нас же была только одна веревка (морковка) на крайний случай и деревяшки-альпенштоки. Решаем дальше подниматься вдвоем - на столько, на сколько сможем. Впереди крутой склон из каменного лома, присыпанная тающим снегом. Периодически встречаются короткие участки с уклоном до 70 градусов и высотой на "два шага", но ногу всегда есть куда поставить. Так, с подначками типа: "ну давай еще десять метров, вроде доступно... " - добрались до огромной плиты, обход которой потребовал бы выхода на отрицательный наклон. К счастью, под плитой оказалась дырка, вполне достаточная для пролезания. А там и макушка! Погода отличная, вид потрясающий, на десятки километров во все стороны видны все наши перевалы, реки от Хелгина и Тиссы, уходящих на Восток, до Кок-Хема - истока Енисея. Замечательная гора, и со стороны смотрится отлично. К сожалению, фотокамеры с собой не взяли - ведь не собирались лезть до конца! Аккуратно спускаемся вниз - вот где нужны крепкие нервы. Я лично упор на каждой руке и ноге проверял раза по три, прежде чем перенести вес. На леднике уже было попроще - спускались глиссированием.
В целом, пик Топографов - одна из самых привлекательных гор для водных туристов в этом районе. Он требует усилий при подъеме, но, все-таки, можно обойтись без специфических альпинистских навыков и специального снаряжения. Лучше иметь в группе хотя бы одного человека с опытом, чтобы он сказал куда лезть нельзя.
Вид на пик Топографов с первого плато над долиной Хелгина. Красным показан маршрут подъема.
На развилке забираем вязанку дров, заброшенную сюда по дороге на пик Топографов. Этого должно хватить на три готовки в безлесной зоне. Пообедали уже перед подъемом на последнее плато. Погода - великолепная. Тропа отмечена туриками. Непосредственно перед перевалом стоит бараний лоб, турики уводят широкой дугой налево, а справа в узкой расщелине между лбом и черной стеной Чойганского пика - короткий проход, засыпанный снегом. Мы пошли направо. Уже за расщелиной, на перевале, дорогу перегородило озеро, сжатое стенкой справа и осыпью слева. Пришлось вернуться немного назад к расщелине и взять сразу налево, оставив осыпной холм справа. Здесь настоящий перевал с туром. С перевала открывается шикарный вид на долину Кок-Хема и пик Топографов на горизонте. Бысто спускаемся и ночуем на травке в альпийской зоне. Долина такая же дикая и нехоженая, как и долина Хелгина. Вероятно, по той же причине - проехать на лошади снизу сложно - мешают террасы, несколько раз полностью перегораживающие долину.
Вид на долину Кок-Хема с перевала. На горизонте массив пика Топографов.
Через пару-тройку километров после отплытия, у самого озера обнаруживаем последнюю водопадную ступень, почему-то помеченную в отчете как порог (изредка проходимый). Обнос в сумме метров 200, по очень неровной местности, но опять же, по сравнению с Белин-Баженом, это просто мелочь. Заодно наловили рыбы. Выходную шиверу прошли своим ходом. Переплывая озеро, встретили группу из Петербурга, залетевшую на вертолете и ожидавшую часть своих, идущих пешком. Ссылка вверху страницы - на их отчет. Остановились на ночевку в конце озера, где стоит памятная стела, уже практически затемно. Во второй половине озера по левому берегу это единственное приличное место для стоянки. Завтра нас ждал настоящий сплав.
Вечер на озере Кара-Балык. Завтра сплав.
Шивитский каскад - 5ая ступень.
На следующий день по плану надо пройти два порога. Река - сплошная шивера, можно идти без остановок, но требует постоянного внимания. Не заметив ничего криминального, и здесь сходу пролетели первый порог (Водопадный), сообразив это только после слива. На очереди - порог Сухой. Основная его черта - камни, натыканные где попало. Требует тщательной разведки и маневров. В обед сразу встаем на полудневку на большой косе у правого притока и делаем баню.
Выход из порога Сухой (или Сюрприз?, не помню).
Наутро бысто доплываем до порога Сюрприз и, после просмотра, проходим. Вполне соответствует своему описанию в лоциях. Здесь кат-4 прошел усиленным экипажем (т.е. четвером, а не троем). Чуть меньше часа и мы перед порогом Кайфас. Чалка на правый берег перед самым началом входной шиверы. Порог - череда мощных сливов под левым берегом, заканчивающихся мощным карманом и узким (6-8 метров) проходом между двумя скалами. Возможности для успешного маневра есть, но проходить через это в перевернутом состоянии я бы не захотел. Учитывая наличие всего "полутора" катамаранов и пяти человек, а также то, что основная рабочая лошадка явно не сертифицирована для шестерочных порогов (двухтонка, сделанная по облегченной схеме), решили все обнести по правому берегу. Здесь, прямо таки, немного заросшая, но улица для обноса. Опять же, устраиваем полудневку тут же на удобной, но узенькой полочке над главным сливом. Вокруг дикая тайга с многочисленными невысокими каменными холмами, просто каменными россыпями и болотами. Много ягод, грибов и свежих следов. В реке везде хорошо ловится хариус.
Следующий, всего через пару километров, порог Узкий, запомнился только узким-около 3 метров проходом на входе и необходимостью почти вслепую проходить правый поворот, за которым, впрочем, ничего нет. Впереди и совсем рядом, последний порог Бий-Хема - Элен. Это мощный порог средней сложности, я бы даже сказал - классическая пятерка, построенный по стандартной для Бий-Хема схеме - струя со сливами идет под левым берегом, вдоль правого берега гряды камней, все заканчивается сливом с мощным двухметровым валом. После прохождения порога (на кат-4 опять был посажен четвертый гребец) было решено на сегодня закончить и разбить лагерь на косе сразу за порогом. Вторая половина дня была посвящена брожению по соседним скалам и катанию на выходном валу порога на кате-двойке. Впереди предстояла многодневная гребля по гладкой реке. Заодно сбегали назад на Кайфас за забытой майкой.
Четверка на выходе из порога Элен.
Двойка катается на выходном валу Элен.
Мы решили садиться на Зарю. Утром к отплытию собралось огромное количество народа. Капитан сказал, дословно, "мест нет, но возьмем всех". В результате, Заря вместо положенных 60 человек везла, наверно, 150. До Кызыла - около 6-ти часов пути. Интересно было наблюдать прохождение теплоходом последнего порога Бий-Хема (серии сливов с двухметровыми валами). Капитан грамотно проехал его на отрицательной скорости.
Кызыл стал практически родным городом, мы дружно обежали знакомые места, наевшись пельменями и пряниками, и отправились в местную зону отдыха, расположенную прямо напротив автовокзала. Здесь небольшой залив, питаемый чистой водой Каа-Хема. Бий-Хем же у Кызыла абсолютно непрозрачен из-за какого-то прииска, мутящего воду на одном из левых притоков ниже водопада. Прсто удивительно, как можно так изгадить реку. В месте впадения этой сточной канавы в Бий-Хем ширина мутного потока составляет едва 5-10 метров вдоль берега Бий-Хема, но уже через 100 километров эта муть размазывается по всей ширине.
По стандартной схеме ночным автобусом доехали до Абакана. На этот раз билетов у нас не было. В кассе - тоже. Запасшись арбузом, помидорами и местной самодельной сметаной, сели на поезд Абакан-Красноярск и доехали до Канска - первой остановки на Транссибе. Там через несколько часов пересели на московский поезд.