Пеше-водный поход на р. Белин-Бажен
(Орлик) - Хойто-гол - Белин-Бажен - Белин - Кызыл-Хем -
Каа-Хем - (Сарыг-Сеп)
Команда.
18.07-15.08 1999
Группа состояла из 10 человек (два ката-4 и один кат-2),
в том числе трое женщин.
Большинство без достаточной предварительной физической подготовки.
Всего 21 ходовой день.
Шли по описанию взятому в турклубе. За подробностями лучше зайти туда.
Отчетов про Белин-Бажен всего штуки три.
Карта с обозначением пешей части маршрута.
(листы масштаба 1:500000 взяты с
http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/GEOMAP/N-47.htm)
Лист 1 (96КБайт)
Лист 2 (113КБайт)
График
Здесь график по дням. "Полный день" означает грязное ходовое
время с 10-10:30 до 20:00, включая полуторачасовой обед. Из-за слабой
физо пеший переход был в режиме 20 минут хода - 10(15) мин отдыха.
На воде, в отсутствие серьезных препятствий - с эпизодическими
10-минутными остановками. Формальный километраж может быть оценен по карте.
Хронометраж по ходу не велся.
22.07 Заезд в Орлик. Ночевка у Моста
23.07 Заброска на Хойто-гол. Начало радиалки (3 км, подъем по Аршану)
24.07 Радиалка в долину вулканов. Возвращение на Хойто-гол
25.07 Вверх по Даргылу (с 11 часов).
26.07 Вверх по Даргылу, под перевал Шерпов (полный день).
27.07 Перевал Шерпов, Хелгин (до 15 часов).
28.07 Вниз по Хелгину (полный день).
29.07 Вниз по Хелгину (полный день).
30.07 Вверх по Тиссе (полный день).
31.07 Вверх по Сарыкте и перевал на Белин-Бажен (полный день).
01.08 Вниз по Белин-Бажену (до 15 часов)
02.08 Стапель, баня
03.08 Отплытие в 11 часов, озеро, обнос 3-4 часа, примерно час сплава до порога
Омега.
04.08 Прохождение Омеги (до 17 часов), дальнейший сплав по Белин-Бажену 1-2 часа.
05.08 Белин-Бажен, Белин, шиверы и тиши (полный день)
06.08 Белин, тиши и выходные пороги (полный день)
07.08 Разливы Кызыл-Хема и каньон (полный день)
08.08 Каньон Кызыл-Хема (до 18 часов)
09.08 Каа-Хем, пороги Сафоновский и Васильевский (полный день)
10.08 Каа-Хем, Байбал (до 12 часов), последние пороги (до 15), гладкая
вода до Сарыг-Сепа (полный день).
Природа
Горы больше похожи на остатки возвышенности - по большей части наверху вместо вершин
залитые водой плато со скудной растительностью.
На бурятской стороне в лесу в основном лиственница. На тувинской стороне
появляется лиственный лес, нормальный подлесок. На Каа-Хеме много березы.
Выше 2000 метров леса нет, снежники на северных склонах и очень влажно.
Много участков типично тундрового вида. На одном из них (в долине вулканов)
видели стадо северных оленей.
Когда мы приехали, как раз закончился период жары. В Туве было даже 35 градусов.
При нас - ежедневные дожди с короткими кусочками ясной погоды. Чем выше в
горы, тем больше осадков. На пешем участке - постоянные броды через речки,
ручьи, ручейки, болота, просто луга и склоны, залитые абсолютно прозрачной водой.
По конной тропе идти удобно. Там где ее нет, с тяжелым рюкзаком тяжело -
курумник, кочки, камни покрытые мхом и березкой, в лесу - завалы.
Комары, мошка - умеренно много. Субьективно мошка более противная. Я обходился
без сетки и мазей до Белин-Бажена - там зажрали вусмерть. На Белине их почти
нет, на Кызыл-Хеме и Каа-хеме нет совсем. Грибов много, ягоды, в основном,
были незрелые.
Водная часть числится четверкой с элементами пятой категории для катамаранов.
ИМХО, на пятую могут тянуть только пороги Омега на Белин-Бажене и Байбал на Каа-Хеме.
После двух дней "скоростного спуска" по Белин-Бажену все остальное идется легко. По
этой же причине неслаженным экипажам придется туго. По низкой воде
количество препятствий на Кызыл-Хеме и Каа-хеме увеличится, а их категорийность
может возрасти.
Заброска
Поезд 18.07 01:00 Москва - 22.07 02:30 Слюдянка. Машины до Орлика не нашлось.
В автобус из Орлика мы не влезли. В результате, поехали до Кырена (это на
пол-дороге до Мондов, порядка 3-4 часов езды) на рейсовом автобусе (билет 30 руб).
В Кырене сняли газ-66 из МЧС за 1400р. Попутно и зарегистрировались.
Всего до Орлика ехать около 6 часов,
после Мондов асфальт заканчивается, дальше идет гравийная дорога.
В Орлике нашли, по
наводке полученной еще в Слюдянке, Урал, который должен был на следующее утро
везти местных на источники на Хойто-голе. Этот кусок длиной 60 км стоил столько
же, сколько и весь путь Слюдянка-Орлик (1700 руб и 6 часов).
Вообще-то, "прямая" дорога на Белин-Бажен идет по долине Тиссы. Но вверх по
Тиссе надо идти пешком, а вверх по Сенце можно заехать. В результате, даже
учитывая переход с Сенцы на Тиссу, получается заметный выигрыш. В качестве
бонуса - возможность посетить горячие источники и долину вулканов.
Радиалка к вулканам
Первую ночевку с 22 на 23.07 устроили у моста в Орлике, на некотором удалении
от поселка. Утром - сразу на машину.
Сгрузившись вечером, часов в 18, около Хойто-гола, успели сделать закладку на стрелке Сенцы и
налегке уйти вверх по ручью Аршан до поворота на перевал. Кашеварить здесь
пришлось на березке. Наутро (24.07), сделав еще
одну закладку, отправились в долину вулканов совсем без груза. Дошли до вулкана
Перетолчина. Обратно выбрали другую дорогу - через перевал у истока Аршана.
С обеда пошел мерзкий холодный дождь, тропа часто пропадала, место
перевала плохо читалось снизу. В общем, тренировка получилась что надо.
Нормальная тропа появилось только в долине Аршана. Девчонки-бурятки, ехавшие с
нами на источники, рассказывали, что в прошлом году они ходили по такому же
кольцу, но не нашли нужного перевала и ночевали в горах "в холодную". Мы
успели сбежать вниз до источника и заночевали рядом (24-25.07) на полянке.
Вид на долину вулканов с перевала. Вдали - вулкан Перетолчина.
Кратер вулкана Перетолчина. Внизу- два человека.
Вид на долину вулканов с вулкана Перетолчина. Справа - вулкан Кропоткина.
Слева видна тропа идущая с ручья Аршан.
От Хойто-гола до перевала Шерпов
С утра (25.07) откопали закладку и вышли на основной маршрут.
Дунда-Гол бродили стенкой, Даргыл переходили по завалу.
"Правильную" конную тропу вдоль
Даргыла удалось найти только через пару километров и пару часов ломки через
прибрежный лес. Здесь, конечно, лажанулись. Надо было отправить гонца на поиск
тропы сразу, она всего-то шла на сотню метров выше речки..
Конный брод через Дунда-гол, выводящий прямо на тропу был выше впадения
Даргыла (это мы выяснили потом, по другим отчетам, но это был большой крюк
и сам брод был бы не проще нашего). Ночевали (25-26.07), не дойдя нескольких
километров до границы леса.
Переправа через Хойто-гол и Дунда-гол
За первую половину дня 26.07 удалось подойти под перевал и пообедать
на живописной лужайке непосредственно перед началом подъема.
Высота перевала Шерпов - 2570 метров, а высота окрестных вершин - чуть больше
2600. С севера на юг (прямо) идет конная тропа через пологое восточное
плечо перевала Шутхулай (около 2200), а в 500 метрах вправо находится западное
плечо, высотой около 2500. К западу от его гребня, плавно переходящего в
плато, и расположен перевал Шерпов. Группа, по отчету которой мы шли, взяла
западное плечо в лоб, пройдя по каменистому распадку и поднявшись по осыпи на
краю снежника. В отчете они отсоветовали так идти (тяжело на осыпи и камнях с
водным рюкзаком) и предложили зайти на перевал с тыла: пройдя восточное плечо,
траверсировать склон макушки, разделяющей плечи, и подняться с другой стороны
по травянистому склону. Мы последовали их совету,
но выигрыш оказался сомнительным. Более-менее подготовленной к горам группе в
сухую погоду лучше подниматься напрямую. Группа разбрелась в процессе траверса,
несмотря на то, что длина его была всего ничего. Вероятно, сказалось то, что
большинство оказалось на подобной крутизны склоне впервые (хотя там, конечно, было проще,
чем 1А). В результате, собрались непосредственно под перевальным взлетом
(на западное плечо) только часам к шести вечера и приняли решение заночевать.
Оно оказалось правильным - через час пошел сильный дождь. Едва успели
скашеварить на березке по минимуму. Наутро 27.07 начали подниматься
под мороящим дождиком. На всякий случай надели каски и подготовили веревки,
но всё обошлось. Наверху путь оказался неочевиден - здесь плато с холмиками
и ложбинками.
Только успели разведать перевал наверху (найти
нужную ложбинку на плато), как на гору село облако, видимость упала до нескольких
метров. Опоздай чуть-чуть с подъемом, имели все шансы заночевать наверху или
спуститься не туда. Встали на стоянку рано под пиком Топографов, но на другой
стороне Хелгина. Дождь продолжается, березка не горит, махали сидушками постоянно,
но зато дежурные согрелись. В целом, категорию этой связки перевалов можно оценить как "почти 1А".
Однако, во влажную погоду с тяжелыми рюкзаками этого хватило. Теперь я не удивляюсь,
почему в описаниях некоторых водных групп вроде-бы безобидные перевалы числятся
как 1Б. В плане похода был
подъем на пик Топографов, но из-за плохой погоды и опоздания решили отложить
до следующего раза.
Верховья реки Шутхулай.
Ковыляет по Саянам альпинист с катамараном. Перевал Шерпов.
Хелгин - Белин-Бажен
Долина Хелгина - совершенно дикая, не в пример
предыдущей. Вероятно, дело в том, что в ее верхнюю половину невозможно
добраться на лошади и местные сюда не заходят.
В верховьях Хелгина - два озера, образованных завалами, которые и делают
долину относительно непроходимой.
С утра 28.07 опять идет дождь, но к обеду прояснилось и удалось немного
погреться на завале ниже первого озера. Вдоль второго озера -
значительный отрезок (про длину врать не буду, но кажется мы на нем провели вечность),
в общем-то горизонтального, но сложенного из валунов
размером в человеческий рост, курумника. Под снова начавшимся дождем скорость перемещения
упала практически до нуля. Практически сразу после курумника заночевали (28-29.07) среди
редких деревцев.
Дневной километраж не впечатляет - так мы рискум вообще никуда не дойти.
День 29.07 - опять проливной дождь, народ едва ползет после вчерашнего.
Решаем отложить поиски брода через Хелгин на следующее утро.
У Хелгина очень крутая
устьевая ступень и брод его у Тиссы практически невозможен. Фотографии в старых
отчетах захватывают дух - народ переходил его по бревнам, висящим над 10-метровым
провалом с водопадным сливом. Основная тропа, идущая вверх по Тиссе,
поднимается выше ступени на плато, где Хелгин широко разливается и перейти можно
без риска для жизни. 30.07 потратили пару часов на поиски, но перешли,
видимо, не там, где проходила основная тропа.
Наконец найдя ее после нескольких приключений, решили не сворачивать.
Это стоило двух лишних бродов через Тиссу,
но по времени себя оправдало. По дороге посмотрели на шикарный водопад Тиссы, отмеченный
на картах и в описаниях.
Последний брод через Тиссу в месте, где она резко
поворачивает в своем течении с южного направления (из-под пика Топографов) на
восточное (откуда мы пришли). Нам надо продолжать идти на Запад вдоль ее притока -
Сарыкты. На этот раз повезло - быстро нашли и брод через Тиссу на разливе в километре выше
устья Сарыкты и тропу за ним. Тропа, идя вдали от Сарыкты, резко поднимается
на её крутую устьевую ступень и сразу выходит к минеральному источнику. Стоянка
весьма обжита, но свежих следов нет. Здесь и заночевали (30-31.07). Наконец-то
удалось набрать за день плановый километраж.
Поворот на перевал из долины Сарыкты в
долину Белин-Бажена находится уже в безлесной зоне. Ориентир - кедр со
сферической кроной и тур около него. Прямо по долине выход к Бий-Хему. Нам -
налево. Граница Тувы и Бурятии проходит по перевалу.
Верховья Хелгина.
Брод через Тиссу.
Последний перевал.
Верховья Белин-Бажена до границы леса - сплошное болото, тропы
как таковой нет. Хорошо хоть погода хорошая. Лесная долина на вид гораздо приятнее
- более южный лес, много кедров,
настоящий травяной покров. Здесь тропа появляется и идет по
верхам правого берега, периодически пропадая. На ночлег (31.07-01.08) встаем
практически прямо на тропе, распихав палатки по окрестным ямкам.
На следующий день, после спуска тропы к реке, там, где она пропадала, шли просто
по речке. В этом месте Белин-Бажен течет спокойно в галечных разбоях с
островами. Мы прошли вниз еще километров несколько, высматривая базу геологов,
упомянутую в предыдущем отчете. От нее осталось только воспоминание. Найти ее
можно, только споткнувшись о бревна в траве, что мы и сделали. Рядом -
широкая удобная галечная коса. Стапель с
баней занял полтора погожих дня с обеда 01.08 по утро 03.08.
Можно отметить некоторые проблемы со строевым лесом -
была только сырая лиственница. На почти-что четыреста километров водной
части остается 8 дней - обратные билеты уже куплены.
Белин-Бажен.
Катамаранной группе наверно можно делать стапель сразу же как тропа спускается к реке,
спокойно и быстро текущей здесь по галечным протокам (если найти место для стоянки).
Что происходит на
верхнем участке с довольно крутым падением - не видели (тропа идет далеко от
реки). Практически сразу после базы река впадает в озеро с парой простых
камешков в русле. При нас на озере вертолет высадил нескольких человек - рыбаков
из Новокузнецка. Это - первые встреченные люди с начала похода. Около ручьев,
впадающих в озеро, ловится хариус. На одном из таких мысков и пообедали.
Ниже большого озера - еще три поменьше,
соединенных протоками с небольшими шумными порожками. Выход из последнего
озера подпружен завалом из курумника. На входе - визуальный непроход, затем
метров 100 очень бурного крутого участка, вероятно, проходимого на кате-двойке.
Обнос 300-400 метров по правому берегу по курумнику, заросшему лесом. Перетаскивание
трех катов по очереди заняло около 3.5 часов -
нести, а точнее, тащить, приходилось вшестером.
После этого начинается шивера, из которой фактически и состоит
остальная река. По лоции - падение 25 метров на километр. Наверно, это
преувеличение, но постоянный наклон заметен глазом. Русло узкое и почти без
поворотов, лес подходит к самой воде. Выраженных препятствий (кроме Омеги)
почти нет, но много всякой мелочи в русле. По сторонам смотреть времени нет,
да, пожалуй, особо и не на что. Через минут сорок наконец начавшегося настоящего
сплава подплываем к порогу Омега и уже в сумерках встаем на стоянку (03-04.08).
У Омеги оказалось дикое количество мошки. Стоять на берегу без сетки или
антикомарина невозможно. Заедает сразу.
Отплываем!
Омега - единственное выделяемое препятствие на Белин-Бажене.
Река огибает скалу и выписывает кривую, похожую на заглавную букву омега. Русло
сужается, много камней. На входе визуальный непроход. Чалка на
левый берег - на скалу. Здесь удобно заночевать, а утром занести вещи к выходу
на 500 метров вперед. Место для ночевки - на горе. Склон такой, что утром
дежурный предпочел сходить за водой не вниз, а к выходу из порога - за 500 метров.
Первые 10 метров (вокруг непрохода) провели по канализации.
Уклон в пороге согласно лоции составляет 40м/км.
Порог проходили с просмотром и в четыре приема. Отплыли дальше только к 17:30.
Линия движения в пороге с берега читается легко,
но струя очень жесткая, выдерживать намеченную линию удавалось далеко не всегда. Спасало
от последствий только то, что речка еще, в общем-то, была маленькая и расход небольшой.
После Омеги - все та же непрерывная шивера, но наклон становится все меньше.
Через час сплава ловим дырку на баллон и встаем на ночевку (04-05.08).
Кат-4 заходит в порог.
Кат-2 в пороге.
Белин
Все прелести этой речки, видимо, остались выше по течению. После устья
Белин-Бажена, которое мы проплыли ближе к обеду, река постепенно успокаивается,
есть пара простых препятствий, острова. Кат-двойка, отстав, пошел не широкой
мелкой протокой, а узкой, и влетел в полупроницаемый завал. На пустом месте -
аварийная ситуация, но отделались легким испугом.
После большого завала (по лоции 15-летней давности -
обнос 100 метров, а нам удалось 10 метрами проводки) начинаются
Тиши. Это участок (по лоции 35 км) спокойного медленного течения. В начале
река сильно петляет, по берегам - лес. Во второй половине река становится
шире, петли - более пологие, а по берегам болота и гари. Огромное количество рыбы.
Ночуем (05-06.08) прямо на пляже.
Половину следующего дня тратим на окончание тишей.
Перед впадением в Кызыл-Хем Белин прорезает небольшой хребет.
Здесь - основные препятствия. Главное - порог Прижимистый: сильный, но неопасный
прижим на повороте. Одна четверка приложилась к стенке без последствий. После прорыва -
быстрое спокойное течение. Появились лодки и люди (целых два!) - рыбаки из
Уш-Бельдыра. Очередная ночевка (06-07.08)- на галечной косе близко к устью Белина.
Кажется, удается выдерживать требуемый график - по два дня на речку. Непонятно
только, отдых это или нет.
Кызыл-Хем
У устья Белина Кызыл-Хем течет в широких плесах с островами. Но скоро
начинается знаменитый каньон, тянущийся до Каа-Хема. Перегребя все разливы,
обедаем на впадении ручья у входа в каньон. "Каньон" - это, конечно,
преувеличение. Очень узкая долина,
замыкающаяся горами 100-300 метров высоты. Много обрывов и водопадов.
Красивые распадки с ручьями. ИМХО, самая живописная речка из всех мною
виденных. Еще если бы
погода была получше и сроки не поджимали!
Препятствия несложные (при высокой воде!). К вечеру опять пошел дождь,
лагерь (07-08.08) ставили перед порогом Черепаха. На следующее утро на вершинах окрестных
гор обнаружился снег, а внизу - холодный ветер и мелкий дождь. Руки просто
примерзали к веслам. Кто-бы мог подумать, что три дня назад здесь было 35 градусов
тепла! Здесь где-то обогнали группу В.Юрина, у которых была, согласно отчету,
дневка по метео-условиям. Более или менее потеплело только к часам к пяти вечера,
а в 18 часов мы уже были на штатной стоянке на стрелке Каа-Хема (08-09.08). О препятствиях
Кызыл-Хема что-то вразумительное сказать трудно. Половину из указанных в лоции
просто не обнаружили. Все остальные просто задавили, разбираться по такой
погоде никакого желания не было. Единственное, достойное упоминания, это порог
Интеграл, состоящий из двух прижимов.
Возможно, большая часть препятствий была затоплена из-за высокого уровня воды.
На фотках 20-летней давности видно много отмелей, а у нас их практически не было.
На штатной стоянке у слияния с Балыктык-Хемом баня на пляже была подтоплена.
Виды Кызыл-Хема.
Каа-хем
Быстрая река с компактными препятствиями. Нам надо ее пройти за два дня.
По берегам до поселка Эржей (Сизим), после которого порогов уже нет и возможно
судоходство, много новостроя - маленьких хуторов,
отдельных домов, куда народ вернулся после выселения в 50-60 годах.
Есть и что-то типа турбаз. Через пару-тройку лет
река наверно превратится в сплошную населенку. При этом, дороги вдоль берега выше Ужепа
(маленького поселка, стоящего выше Байбальского порога) нет - только конная тропа.
Дважды подвозили местных. Здесь живет русское население и ведет практически
натуральное хозяйство. В общем, настоящий медвежий угол.
Ниже Эржея уже "тувинская" территория.
Из препятствий заслуживают особого упоминания Сафоновский, Васильевский и Байбальский
пороги. Последние два просматривали. Все остальное, явно подтопленное, шли сходу.
Кат-двойка зазевался и улетел лагом в самое
неприятное место Васильевского порога - под правый берег, но все обошлось.
Остальные прошли "как положено" - по левой части главной струи в обход центрального котла.
Затем, перед второй
ступенью, - траверс струи вправо. Удалось сделать несколько снимков.
Заночевали (09-10.08) на Байбале, на левом берегу. Здесь уже дорога и местные из Ужепа -
небольшого поселка, стоящего выше Байбальского порога.
Байбал проходили по разному. Просмотр - по левому берегу.
Двойка просочилась под левым берегом, объезжая все камушки.
Четверки заходили впритирку к правому берегу, с планом вернуться траверсом струи
налево после первой очереди сливов. Одному экипажу это сделать не удалось и кат
угодил в один из центральных котлов. Умыло даже кормовых, но не остановило.
Выходную шиверу прошли под левым берегом. Здесь, к сожалению, съемки не удались.
Расположение препятствий в этих порогах сильно отличается в высокую
и низкую воду. В низкую воду в выходных шиверах (практически гладких у
нас) должны появиться многочисленные валы и бочки.
Кат-4 в пороге Васильевский.
От Байбала отплыли часов в 12 дня и за три часа долетели по высокой воде
до Эржея. Расслабиться и вылезти из упоров не удавалось - практически на
каждом повороте мелкие порожки, а у самого Эржея вполне солидный порог
Москва. Здесь отобедали и купили в местном магазине последние пол-кило
карамелек и пачку сигарет. Осталась на прилавке только бутылка местной
водки, которую брать не решились. Теперь до вечера надо доплыть до Сарыг-сепа,
райцентра, из которого уже есть регулярное пассажирское сообщение.
Начиная от Ужепа по берегам встречаются машины. Если сильно повезет, то можно
поймать. В Сарыг-сепе главное - свернуть в нужную протоку перед последним паромом.
С основного русла поселок не виден! Хорошо, что есть у кого спросить - по берегам
много рыбаков.
Итак, наши приключения закончились
10.08 в 21 час.
Разбирались вечером за километр до города в
последнем лесочке. Утром - пешочком на автобус.
Последний привет Саян.
Отъезд 11.08-15.08
Автобус из Сарыг-Сепа идет около 10 утра. Через два часа мы в Кызыле. Автобус
до Абакана идет в ночь (около 9 часов). Посмотрели на стрелку Бий-хема
и Каа-Хема, памятник "центр Азии". Очень вкусные пряники - большие и мягкие.
Автобус от Сарыг-Сепа до Абакана стоил примерно 150 рублей на человека.
Есть возможность уехать на частнике - это стоит 250 рублей, в два раза
быстрее, и по дороге можно посмотреть на окружающие красоты. Из ночного
автобуса видны только елки. Поезд Абакан-Москва уходит примерно в 17
местного времени.