Подъем занял практически два дня, так как поднимали груз в две ходки и все время в очень сильном тумане. После первой ходки вернулись вниз, в лагерь. Набор высоты составил не менее 700 м. В первой части подъема заходили на склон траверсом из более верхней по течению части долины (так как решение было принято на стоянке, находящейся выше). Последнюю наиболее проблематичную часть подъема, когда надо было искать проход среди бастионов, шли по правому орографически берегу ручья, стекающего практически в место впадения притока в Хихиканмыгду. В целом, я считаю, повезло.
Переночевали на краю плато и на следующее утро быстро пошли вперед. К сожалению детально рассмотреть верхнюю часть долины (альтернативный маршрут подъема) не удалось. Чуть выше места нашего подъема долина перегорожена плечом плато с крутым осыпным склоном, здесь подъем еще хуже нашего (см фото). Проход вдоль реки очень узкий и сверху не просматривается (с левой стороны). За день вышли на истоки Б.Хоннамакита. Здесь это просто мелкий ручеек и плыть невозможно. На следующий день за полдня добежали до большого озера (оз. Поворотное?), где Хоннамакит резко поворачивает и куда приходит нитка маршрута через р. Геологическая. Здесь быстро собрали два "блина": Из трех пар катамаранных гондол - два тримарана. Это позволяет обойтись минимумом металлического каркаса: совсем без продольных элементов, так баллоны прижаты, и использовать лишние весла для части поперечных элементов. Конструкция вполне пригодна для не очень сложной реки и для озера. Посадка - на рюкзаки. В озере ловится рыба! Значит теперь будет чем разбавить рацион.
Затем за день перебираемся к водопаду. На этом участке пороги оказались не сложнее верхних и по большому счету можно было плыть на "блинах" до конца. Временно переходим в пеший режим. Наутро, по дороге рассмотрев каньон и вторую ступень водопада, перебираемся на берег озера Аян по стандартному маршруту. На озере тихо, ветра нет. Впрочем нет и рыбы. Опасаясь встречного ветра решаем плыть немедленно, в ночь, пользуясь затишьем. Собираем два блина и из них - галеру. Гребли в результате часов до двух ночи.
В целом Аян переплыли удачно, два раза заночевав на галечных косах на левом по ходу берегу. На второй стоянке удалось словить двух огромных гольцов. У неиспользуемого кордона в устье Капчуга делаем фактически полудневку. Топим баню и опять все упаковываем. На следующее утро прямо от кордона поднимаемся на плато и сразу же останавливаемся на ночевку. План такой же как и при первом подъеме: по как можно более короткому пути выйти на верхнюю ровную часть плато, где уже передвигаться значительно быстрее.
Длинный переход до истоков Дулисмара делаем за день и ночуем уже в начале спуска на озере в истоках Амнундакты. Погода так себе - дождь и ветер. Дальнейший спуск по Дулисмару большей частью был либо по правому берегу, либо по галечному руслу. Этот день и последующий на стапеле были в целом солнечными. Заночевали не дойдя буквально пары километров до стрелки двух Дулисмаров. Здесь уже шли прижимаясь к левому берегу. Он постепенно поднимается, высокой стеной нависая над расширением долины у стрелки. Наверх нам явно не надо. Уже поставив лагерь успеваем найти немного впереди последний спуск к воде по длинному узкому осыпному языку, идущему через лес до самого низа.
Порог выше каньона (порог Входной №18 ?).
Наконец, каньон. Оставляем катамараны и, следуя лоции, по правому берегу обносим вещи до стрелки с Яктали. Переход - 6 километров. Сначала тропа идет по краю каньона, затем отходит от берега. По пути большое морошковое болото вокруг маленького озера. рядом, у другого озерца - свежая избушка и вертолетная площадка. Здесь главное - выбрать правильное направление. Если идти ближе к берегу - придется повторять его большой изгиб, дальше - есть шанс улететь вниз по Яктали. Шли по мере готовности вразнобой. Таки двое потерялись. Над устьевым водопадом Дулисмара отличная обустроенная стоянка, памятник. Ловим рыбу, варим морошковое варенье и гуляем до двух ночи под проливным дождем. На следующее утро встаем поздно и возвращаемся к катамаранам.За оставшиеся полдня успеваем доплыть почти до Агатового водопада. Пороги верхней части каньона по малой воде неопасны, хотя и требуют внимания. Лоция опять помогает мало. Отчасти в связи с этим решаем на вечер нижнюю часть каньона не оставлять и возвращаемся в лагерь.
За следующий день проход каньона быстро заканчивается. После водопада спуск катамаранов метров через 100 со стенки (по левому берегу). Следующий за ним самый сложный порог-слив (номер 32? по лоции Офицерова) также обносим из-за малой воды. Проход слева, которым прошла команда Офицерова, практически сухой, а в главных сливах многовато камней, да все и подустали, рисковать никто не хочет. За этим порогом практически ничего нет и вторую половину ущелья проплываем без проблем по разливам. Не доплыв буквально 100 метров до стоянки, перед водопадом чалимся на удобную косу на левый берег. Смотрим и фотографируемся на стрелке, отсюда совершенно другой ракурс на нижний водопад Дулисмара, можно подойти и к водопаду на Яктали. Затем перечаливаемся на правый берег, обедаем, обносим катамараны вокруг водопада и отплываем.
В целом на Дулисмаре по малой воде на 5-ую категорию тянет только один порог номер 24 и то из-за камней это препятствие на любителя. На разгруженных катамаранах и по малой воде можно пройти каньон за день. При наличии достаточного опыта можно идти и с грузом до тех пор, пока позволяют конкретные препятствия. Вылезти из каньона на правый берег возможно во многих местах. Обносить груз также можно не до нижнего водопада, а до последнего порога. Это сэкономит больше половины длины обноса. Однако, нужное место спуска надо еще и найти. Также придется упустить ночевку и рыбалку на нижнем водопаде. Стрелка Дулисмара и Яктали очень живописна, два водопада, высокие каменные берега.
За полдня по быстрому течению к позднему вечеру долетаем до устья Яктали и Курейки. Встаем лагерем прямо на стрелке. Наутро пять человек идут к Курейскому водопаду. Остальные отдыхают и делают баню.
Проводим на водопаде два с половиной часа. Зрелище стоит того. Погода постепенно портится. На обратном пути дождь. На этот раз, перейдя наледь, стараемся не спускаться к реке и не терять тропу, идущюю поверху. Это требует постоянного внимания. На этот раз пересекаем все каньончики притоков в верхней их части, там где они еще не очень глубоки. По мере выхода на расширение долины начинаем постепенно спускаться по полочкам, забирая влево. В результате выходим на берег Курейки в месте отхода коренного берега и начала отмелей. Здесь стоят избушки и старое кладбище. Проход дальше по берегу невозможен - очень большая протока с разливом. Обидно. От избушки лагерь уже хорошо просматривается - до него меньше километра. Приходится озерцо обходить и выходить на старый путь - брод через протоку поуже.
В целом обратный путь более оптимальный. Последнюю протоку (у самого лагеря) обойти сложно, только если сразу от стрелки сделать большой крюк налево наверх вдоль берега Яктали. Впрочем, успех не гарантирован. Путь туда занял 4:15-4:30, обратно 4 часа. Вечером даже успеваем попариться в бане.
Едва после окончания Дюпкуна вошли в Курейку, как закончился бензин. Связку на этом этапе пришлось разобрать. На катамаранах осталось по три человека - двое гребут, один рулит. Одного человека пришлось добавить на моторку. До базы рыбаков, где нас ждет запас, еще километров 20-30. Ночуем у сужения реки и к обеду догребаем. на базе никого нет.
Берега водохранилища загажены плавающим лесом, но найти место причалить можно. Водохранилища на картах еще нет. Плыли по распечатке Гугла, это сильно помогло. Водохранилище извилистое и в нескольких местах надо сворачивать не туда, куда хочется.
В Светлогорске заночевали прямо на галечном пляже. Местное население сначала никакого интереса не проявило, а к вечеру приехало пообщаться. Принесли кучу местных деликатесов. Поселок выглядит очень прилично, здесь живет только персонал ГЭС. Вторую ночь в ожидании самолета провели в местной гостинице. Сауна и пр. прелести. Четыре часа лета и мы в Красноярске. Билеты на самолет до Москвы на сегодня-завтра по заоблачной цене. Садимся в поезд. Все!
В целом погода была отличная для Путоран, снега не было. Рыба ловилась почти везде. Курейский водопад и стрелка Дулисмара и Яктали - одни из красивейших мест в Путоранах. Повезло и с транспортом на выкате. Остался только легкий осадок от нереализованных наполеоновских планов.