Маршрут выбрали по карте (по листам комплекта Северная Карелия 1:200000) подальше от обычных мест. Описаний в турклубе не нашли.
Отсканированная карта с обозначением стоянок и маршрута
(уменьшенные листы масштаба 1:200000):
Лист 1 (300КБайт)
Лист 2 (85КБайт)
Получилось так:
Много грибов (от тропинок не отходили). Ягод (черника, брусника, морошка) было мало, говорили, что неудачный год. Рыбка ловилась переменно: форель под порогами, окуньки с линями на озерах. Комаров было много, но на ветерке нормально.
Стоянок в стороне от торного пути Верман, Тумча - Зареченск практически нет. Три раза становились на свежем месте. Поверхность - камни и мох, найти ровное место вообще проблематично. Дров было везде достаточно кроме стоянки номер 2, где понадобился не только топор, но и двуручка.
Места похожи на погибшую цивилизацию - много хороших грунтовых дорог, железная дорога, мосты, брошенные карьеры, лесоразработки и практически ни одного человека.
Протоки - исскуственные или доработанные: видны следы взрывных работ по берегам, высота сбрасывается ступенями. На карте в целях запутывани вероятного противника обозначены только несколько мелких порогов, а основные ступени перепада высот и плотины - нет. Можно, конечно, догадаться сравнивая уровни воды в озерах, но не каждому туристу это по силам (смотри дневник). Струя везде с большим количеством камней и жестче чем кажетс с берега. В основные ступени не совались, естественно. Везде обносили или проводили по канализации. Пройдено толком только 3 порога, некоторое количество шивер и одной байдаркой ступень в протоке Ориярви - Визиярви. Таким образом, получился маршрут категории 1 с элементами (??). Категорию элементов желающие могут запросто увеличить: Прохождение основных сливов возможно (на соответствуюших судах). Озер в середине многовато, но для ленивых гребцов ко всем протокам подходят проселочные дороги. Возможные варианты маршрута (кроме пройденного) такие:
Назад: Из Зареченска рейсовый автобус идет в 6 утра и за 36 тыр, а московские поезда проходят Кандалакшу ночью - плохо! Сговорились опять на Жигули за 200 тыр (на четверых), уехали вечером сразу после антистапеля и успели на Московский поезд - хорошо!
Отплыли (вернее, отошли) после неторопливого стапеля и горячего обеда около 13ч. Отошли в прямом смысле - непрерывная шивера. Пускаем матросов по берегу, а сами ведем лодки в проводку.
По карте через 500 м озеро Каменное - его нет!? Скоро река становится побольше и помедленней - здесь уже плывем - и впадает в озеро со стандартным разрушенным мостом в устье. Под ним пара камней.
Рыбак, стоящий на мосту, помогает разобраться - нас выбросили на нужную реку, но километров на 10 ниже по течению. На карте обозначена старая дорога на Алаккурти, а все ездят по новой, котора проходит южнее. Благодарим судьбу за то, что избежали целый день шкуродера на этой речке с характерным названием (Каменная).
Выплываем на озеро Тованд. Все тихо, вокруг ни души и ни одной стоянки. На сегодня хватит. Вокруг по берегам мелкие каменистые холмики с мелколесьем - старая гарь. Наконец, в заливчике, куда впадает ручеек из озера Копыт, на левом берегу находим полку и вылезаем, но здесь места мало. В результате, здесь живут байдарки, а мы - на 50 метров дальше от берега на верхушке холмика.
Только так удалось вклеить две палатки и костер.
На следуюший день Сергей безуспешно пытается что-то поймать, а мы гуляем по окрестным берегам и мыскам - ручьи, горки, старые доты. На другой стороне озера виден ж.-д. мост - наша следующая цель.
Обнос по левому берегу: начало тропы-дороги у пляжика в крутом береге через несколько сот метров от начала канала. Течение довольно шустрое и пропускать место выгрузки не рекомендуется. Идем сразу с байдаркой на плечах по тропе в горку, в лес, через заброшенные бараки. В общем, читается легко. Дальше дорога идет над озером. Стоянка-пикник у выхода из озера над второй ступенькой. Здесь основной перепад высоты. Рассмотреть деталей с байдаркой на плечах и из-за высокого лесистого берега не удалось. Около озера Райтус дорога уходит налево. Ломимся по маленькой тропке прямо к берегу - а зря: тут опять дорога, сходящаяс с нашей через 50 м в стороне. Есть и стоянка-пикник (костер, куча бутылок, нет следов палаток). С дровами плохо. Приходится валить ствол двуручкой. Это единственный случай использования за весь поход. Заканчиваем часам к 9 вечера. Получилось три ходки мужских (два тайменя, рюкзаки) и две женских. Откуда столько барахла взялось - непонятно. Рядом слышны звуки дороги Кандалакша - Зареченск.
На следующий день Сергей - на рыбалку, на этот раз удачную (форель, щучки), а мы - на экскурсию. Посмотрели нижнюю ступеньку: широкий маловодный слив, кое-где переходяший в водопад,
Основной слив третьей ступеньки.
Вход в нужный нам залив читаетс с ходу. Проходим небольшой простой порожек (деталей за давностью времени и простоты в голове не осталось). Дальше - небольшое озецо и справа начало протоки. Встаем на очевидной стоянке на берегу озерца. Вечером идем смотреть протоку - по хорошей дороге доходим до моста. Здесь стоит группа москвичей на Тайменях. Идут весь наш маршрут с выходом в реку Толванд, но вверх! (не посмотрели на перепады высот уровней воды на озерах, а все эти Н-метровые уступы на карте не обозначены). Вспомнили про них, когда проезжали на обратном пути то, что осталось от реки Толванд.
Чалимся в заливчике перед мостом. Здесь стоят москвичи на удобном месте. Чувствуется попадание на более популярный маршрут с реки Верман. Отсюда по правому берегу хорошая тропа до следуюшего озера для обноса протоки. Ну нет. Это мы пытаемся проплыть. В середине моста дырка с жестоким сливом за ней. Дальше - характерная картинка: мощная шивера со здоровенными камнями, бочками насколько видно до поворота в сотне с лишним метров. Увы, в лоб - это не для нас. Попытка наметить линию движения всякий раз упирается в булыжник стоящий в середине слива. При этом ширина приличная - кильнувшийся не имеет шансов выбраться на берег до конца этой стиральной доски. На глаз, падение на этом участке - максимум пара метров. Главное еще впереди.
Проводимся вдоль левого берега. Есть ручеек и в обход моста. После пары сотен метров проводки удается чуть-чуть проплыть между островами проталкиваясь уже по более мягкой шиверке. Перед поворотом, из-за которого доносится рев, экстренно чалимся. Время близко к 9-ти вечера. Ну, дальше, как всегда, обнос около несколько сот метров по болотной тропе по левому берегу на берег озера Ориярви. Уже в полном дауне мельком смотрим на главный слив. Все 16 метров высаживаются на эффектном, изогнутом, более или менее ровном сливе максимум 100 метровой длины. Увы, освещение и состояние не позволили это сфотографировать. Более опытный напарник - Сергей - сказал: У! здесь можно покататься (на Т2). На следующий день этого желания не проявилось :-). В целом, слив выглядел менее драконовским в смысле камней, чем все остальное.
Около полуночи встаем на выходе из заливчика на новом месте на маленьком островке.
Здесь тоже особенно не развернешься.
Штатная стоянка на берегу занята группой, идущей с Вермана. Они обнесли все.На следуюший день - дневка - спим до обеда. Рыба опять не ловится. Жалко. Надо было делать дневку у моста. можно было бы тогда попытатьс пройти больше в протоке. Но после 12-часового рабочего дня возвращаться слабо.
Здесь еще одна дневка. Сергей, наконец, наловил рыбы на одном из мелких озер. Купались на пляже в 500 м от стоянки. Я с матросом залез на гору Копполойва, 454 м. Идти около 2-3 часов сначала по дороге вдоль озера, потом по идущей "наверх" заброшенной лесовозке со свежими медвежьими следами. Наверху на склоне - старая лесосека. Еще чуть выше - безлесная макушка с мачтой. В ясный день с горы просматриваются все окрестные большие озера - практически на 360 градусов и можно проследить почти весь наш путь. Вид великолепный!
Вид озера Ориярви на запад с г. Копполойва.
Возвращаемся назад с кучей грибов. Жарим, коптим рыбу.
Сергей идет порог в одиночку в полном вооружении - спас, задраенный фартук и час ползания по берегу в выборе оптимального пути. Перетаскиваем его лодку вокруг моста, договорившись, что он плывет через 5 минут. Это - чтобы я успел добежать вниз на страховку. Часов у него нет, меряет по бычку. Видно очень курить хотелось: выбегая на берег под порогом, я увидел его уже вылетающим кормой вперед - не успел объехать очередную бочку.
Лучше кормой вперед, чем лагом.
Дальше в протоке простой, но шумный порожек. На всякий случай смотрим, камней нет, идти по очевидной главной струе. Но опять, как и везде, струя расслабиться не дает.
Становимся на озере Визиярви (оно же опять Иовское водохранилище) прямо на другой стороне относительно протоки под мелким дождиком. Мест для стоянок нет совсем. На одном из островов нашли рыбацкое кострище. На его месте ставим палатки. Для костра и всего остального здесь уже нет места - только на пляже на открытой отмели. Здесь явно малая вода.
Утром - хорошая жаркая погода, теплые камешки, абсолютно прозрачна вода, вокруг ни души. Под одной из скал глубина сразу несколько метров - больше чем видимость. Наконец-то отличное место для отдыха, ныряния и загорания.
Решаем стоять два дня. Сергей словил большого линя. На остатки каши, высыпанные в воду, вечером приплывает стая окуньков - вытаскиваем штук 10 на раз-два. И еще один большой линь - его было хорошо видно в абсолютно прозрачной воде. Суем ему под нос крючок-наживку. Видно как он фыркает и отворачивается. Суем еще раз с другой стороны. На этот раз - удачно. Никогда больше такой рыбалки не видел.